Челябинск, Свердловский пр-т 32
адрес комплекса
скрыть схему
напишите нам

Обрешетка под вагонку: правильный монтаж своими руками

Вагонка – отличный природный материал, который человек использует для отделки помещений уже очень давно. Он обладает массой достоинств и всего-навсего одним недостатком – если, конечно, за него считать зависимость срока эксплуатации от качества сборки. По большому счету, такой «недостаток» присущ практически всем современным отделочным материалам – как соберешь, так и прослужит. Именно по этой причине очень важным моментом в процессе установки вагонки является сборка обрешетки под нее. С этим вопросом мы и разберемся в данной статье, в которой вместе изучим вопрос, как делается правильная обрешетка под вагонку своими руками?

Из чего делается обрешетка под вагонку

Все мы уже успели привыкнуть работать с металлическим профилем, и нам почему-то кажется, что это универсальный материал, позволяющий создать не только каркас для гипсокартона, но и сделать обрешетку под любые другие материалы. На самом деле ситуация выглядит немного не так – существует весьма много отделочных панелей, которые не сочетаются с металлическими профилями. К такой группе материалов смело можно отнести панели, изготовленные из древесины и производных от нее материалов – ДСП, МДФ, фанера и так далее. Естественно, к ним относится и деревянная вагонка.

В чем проблема, где не состыковка между металлом и древесиной? А не состыковка заложена в характеристиках – металл имеет более стойкие характеристики, а древесина реагирует на перепады влажности и температуры. Эти циклические колебания, когда дерево разбухает от избытка влажности и усыхает в засушливый период, приводят к нарушению крепления. Как результат, уже спустя год вагонка, установленная на металлический каркас (даже если она дополнительно приклеена), начинает шататься – а это как минимум сокращение срока службы в два, а то и в три раза.

Даже этот момент не исключает полностью использование металлического профиля для изготовления обрешетки для вагонки – просто его нужно применять правильно. В таких ситуациях, когда из металлопрофиля монтируются перегородки, которые впоследствии нужно обшивать вагонкой, каркас из металла сначала закрывается таким материалом, как ОСБ – он в меньшей степени подвержен деформациям под воздействием перепадов температуры и влажности и в конфликт с металлом практически не входит. Говоря простым языком, это промежуточное звено, которое призвано подружить древесину со сталью.

 

А вообще классическим материалом для обрешетки под вагонку считается деревянный брус – для обшивки стен и потолка вагонкой лучше материала не придумаешь. У него только один недостаток – устанавливать его в плоскость и уровень несколько сложнее, чем ровный и жесткий металлический профиль.

Важные моменты в процессе изготовления обрешетки

Особенно важных моментов в процессе создания обрешетки под вагонку не очень много. Тем не менее не учитывать их нельзя, так как именно от них в полной мере зависит качество отделки стены или потолка в целом. К таким моментам можно отнести следующие вещи.

1. Размер бруса для обрешетки. В принципе, никто не запретит вам пришить вагонку на обрешетку, собранную из бруса 100 на 100 мм, но, сами понимаете, это неоправданные расходы. Бруски нужно подобрать так, чтобы они в состоянии были выдерживать нагрузку от вагонки и при этом не иметь очень большой запас прочности. Как показывает практика, это брус с сечением 20 на 20 мм или же 20 на 40 мм, что будет намного лучше – широкий брус позволяет более эффективно стыковать на его поверхности две части вагонки.

2. Шаг обрешетки под вагонку. Очень важный момент и в большинстве случаев несложный – стандартно несущая рейка обрешетки устанавливается через каждые полметра, если говорить об отделке стен, и через каждые 400 мм, если говорить о монтаже вагонки на потолок. При этом следует понимать, что один или два бруска обрешетки могут выпадать из этого ряда – это стыковочный брус, на котором вагонка будет соединяться в торец друг к другу. Местоположение этих реек придется рассчитать самостоятельно исходя из длины приобретенной вами вагонки – в процессе монтажа эти рейки устанавливаются в первую очередь.

3. Особенности крепления к несущим поверхностям. Если в паре с металлическими профилями используются П-образные кронштейны, то с брусками из дерева они не применяются. Брус обрешетки стен или потолка под вагонку фиксируется к несущей поверхности напрямую дюбелем или саморезом, непосредственно сквозь тело древесины. Выравнивается брус в плоскость с помощью деревянных подкладок. То есть сначала к стене прибивается подкладка и уже потом к ней саморезом прикручивается непосредственно сам брус обрешетки.

4. Брус по периметру обшиваемой плоскости является важным моментом – некоторые мастера считают этот элемент обрешетки лишним. Может так оно и есть, но именно планки, установленные по периметру той же стены, задают плоскость обшивки. Мало того, зачастую в этих местах производится стыковка плоскостей двух прилегающих друг к другу обшивок. Здесь нужно жесткое соединение – крепление бруса обрешетки к самой вагонке весьма неправильная затея.

И, естественно, самым главным и важным нюансом сборки обрешетки является установка всех брусков в единую плоскость и уровень. Этот момент требует отдельного разбора, и о нем мы поговорим дальше.

Монтажа обрешетки под вагонку своими руками

Общий принцип изготовления обрешетки под вагонку своими руками, думаю, понятен. Теперь остается рассмотреть его наглядно, со всеми тонкостями монтажа рейки в плоскость и уровень. Чтобы проще было понять этот процесс, рассмотрим его по пунктам, в порядке проведения операций.

1. Задаем плоскость. Самое главное здесь – правильно определить отступ обрешетки от стены или потолка. Проще всего сделать это с помощью уровня. Его нужно установить на прилегающую к обшиваемой плоскости стену, на которой и отступить порядка 2,5 см, после чего в этом месте согласно все тому же уровню отчертить четкую вертикаль. Так нужно поступить с одной и с другой стороны плоскости. Дальше все просто – берем отбивочнй шнур с синькой и соединяем эти две вертикали по полу и потолку. Таким образом, мы получаем четкую разметку плоскости, согласно которой будем производить следующую операцию.

2. Крепим брус по периметру согласно сделанной ранее разметке. Тут сложного ничего нет, самое главное – устанавливать брус относительно линии. Просто прибиваем дюбелями или привинчиваем саморезами, в зависимости от материала, из которого изготовлена обшиваемая стена.

3. Натягиваем маяки. Здесь тоже сложного ничего нет. Слева направо или, наоборот, справа налево – от крайнего бруса до крайнего натягиваем прочные нитки. Завинчиваем в брус небольшие саморезы, приматываем нитки и натягиваем их. Это получится плоскость для установки всех несущих брусков обрешетки – так сказать, маяки, относительно которых будет производиться их установка. Штуки три нитки будет вполне достаточно для того, чтобы правильно соблюсти плоскость обрешетки. Также здесь следует отметить, что нити должны натягиваться в том же направлении, в котором будет производиться крепление вагонки. То есть если панели будут располагаться горизонтально, то и нити нужно тянуть горизонтально – соответственно, брус обрешетки будет монтироваться поперек натянутых нитей.

4. Устанавливаем несущие рейки. Для начала лучше произвести разметку. Сначала наметить места установки соединительных брусков, а потом, начиная с любой стороны стены, через каждые полметра нарисовать метки для основной массы брусков обрешетки. Дальше все по порядку – брусок за бруском. Сначала крепим один край к нижнему брусу периметра (саморезами наискось), потом подбираем подкладки так, чтобы брус едва касался нитей, фиксируем его верхний конец. Если длины хватает до самого верха, то просто крепим его таким же способом, как и внизу. После того как два края бруса будут зафиксированы, устанавливаются промежуточные крепежи. Шаг их установки составляет порядка 80 см.

В принципе, это весь монтаж обрешетки под вагонку – все остальные бруски устанавливаются аналогичным образом. Единственное, что здесь следует добавить, так это сказать о том, что крепление должно быть качественным – обрешетка должна быть жесткой. Никаких люфтов, шатаний здесь не допускается. После того, как несущий каркас будет готов, сразу же можно приступать к установке отделочного материала.